Сообщество - Лига историков
Добавить пост

Лига историков

13 570 постов 50 446 подписчиков

Популярные теги в сообществе:

Минойская мода

Реконструкции основаны на минойских фресках XVI—XV века до н. э.

Минойская мода Античность, Сиськи, Картинка с текстом, Мода

Лев Давидович Троцкий

Сегодня я бы хотела рассказать вам о знаменитом революционере.

Лев Давидович Троцкий Биография, Сталин, Политика, Ленин, Лев Троцкий, Революция, Марксизм, Длиннопост

Настоящее имя Льва - Лейба Бронштейн. Он родился 7 ноября 1879 года в Яновке, в Херсонской губернии в зажиточной семье. В 1896 году начал увлекаться идеями марксизма.

Лев Давидович Троцкий Биография, Сталин, Политика, Ленин, Лев Троцкий, Революция, Марксизм, Длиннопост

Семья Троцкого

Марксизм - это учение о законах общественного развития и о неизбежности социалистической революции, созданное К. Марксом и Ф. Энгельсом.

Лев Давидович Троцкий Биография, Сталин, Политика, Ленин, Лев Троцкий, Революция, Марксизм, Длиннопост

К. Маркс и Ф. Энгельс

Политическая деятельность

В 1898 году Троцкий стал членом революционного кружка в Николаеве. Через 2 года был арестован и сослан в Восточную Сибирь. Уже в 1902 году сбежал из этой ссылки в Лондон. Там он и познакомился с Лениным.

Лев Давидович Троцкий Биография, Сталин, Политика, Ленин, Лев Троцкий, Революция, Марксизм, Длиннопост

Ленин и Троцкий

В 1903 году, на 2-м съезде РСДРП в Лондоне, Троцкий примкнул к меньшевикам. Он не соглашался с «политикой» Ленина и его концепцией авторитарной организации партии. После «кровавого воскресенья» вернулся на родину и участвовал в деятельности первых советов в Санкт-Петербурге. К тому же, Лев жёстко осуждал авторитарную политику Сталина. Но в 1905 году Троцкий стал председателем Петросовета.

Лев Давидович Троцкий Биография, Сталин, Политика, Ленин, Лев Троцкий, Революция, Марксизм, Длиннопост

Состав Петросовета. 1905 год

Вскоре вновь был сослан в Сибирь. В конце концов, он сбежал и оттуда. Следующие 11 лет провёл во Франции, Испании, Австрии, Швейцарии и США.

Троцкий в первом Советском правительстве занимал пост наркома по иностранным делам, а в 1918-1925 годах возглавил Народный комиссариат по военным и морским делам. Был председателем Реввоенсовета РСФСР. Но спустя два года Лев был снят со всех постав. Его отправили в ссылку. Спустя ещё два года был выслан за пределы СССР. В 1932 году Троцкий был лишён советского гражданства. Последние годы жизни он провёл в Турции, Норвегии, Франции и Мексике.

Троцкий так же написал следующие произведения (решила показать одни из самых известных):

  • «Наша революция»,

Лев Давидович Троцкий Биография, Сталин, Политика, Ленин, Лев Троцкий, Революция, Марксизм, Длиннопост

Книга вышла под одним из псевдонимов Троцкого - «Н. Троцкий».

«Прекратить бедствия народа, проистекающие из недостатка земли, – гласила резолюция, – может только переход всей земли в общую собственность всего народа, с тем чтоб ею пользовались только те, кто трудится на земле сам со своей семьёй или в товариществе...».

  • «Преданная революция»,

Лев Давидович Троцкий Биография, Сталин, Политика, Ленин, Лев Троцкий, Революция, Марксизм, Длиннопост

«Нужно учиться. Особенно много учиться нужно тем, которые учат других. Но именно эти меньше всего хотят учиться. Тот общественный цех, который задерживает и парализует другие цехи советского хозяйства, называется: бюрократия...».

  • «История русской революции».

Лев Давидович Троцкий Биография, Сталин, Политика, Ленин, Лев Троцкий, Революция, Марксизм, Длиннопост

«Нерешительность – самое тяжкое состояние в жизни правительств, наций, классов, как и отдельного человека...».

Смерть

20 августа 1940 года Лев был ранен Рамоном Меркадером (агентом Сталина) в Койоакане. Троцкий прожил 1 день после получения раны. Он умер 21 августа 1940 года.

Лев Давидович Троцкий Биография, Сталин, Политика, Ленин, Лев Троцкий, Революция, Марксизм, Длиннопост

Рамон Меркадер был удостоен звания Героя Советского Союза за убийство Троцкого.

Лев Давидович Троцкий Биография, Сталин, Политика, Ленин, Лев Троцкий, Революция, Марксизм, Длиннопост

«Я считаю Троцкого едва ли не самым крупным оратором нашего времени,» – писал Луначарский.

Показать полностью 9

Древнейшее арамейское заклинание

Древнейшее арамейское заклинание Научпоп, Археология, Древние артефакты, Турция, Раскопки, Мифология, Хетты, Ассирия, Длиннопост

В августе 2017 года археологи Чикагского университета сделали захватывающее открытие в древнем городе Самал, обнаружив небольшой косметический сосуд с уникальной арамейской надписью. Надпись, нанесенная на сосуд около 850–800 годов до нашей эры, представляет собой древнейшее из ныне известных арамейских заклинаний.

Самал, расположенный на территории современной южной Турции, являлся исторически значимым местом с момента основания в раннем бронзовом веке. Во время написания заклинания Самал был столицей Новохеттского царства, процветавшего до 700 года до нашей эры. В 720 году до нашей эры город оказался завоеван Новоассирийской империей.

Заклинание, автором которого был некий Рахим, сын Шададана, на арамейском языке описывает процесс поимки опасного существа, именуемого «пожирателем». Заклинание рассказывает о том, как кровь этого существа можно использовать для лечения людей, страдающих от его «огня». Однако в тексте не уточняется, была ли кровь ингредиентом для лечебного зелья или должна была наноситься на тело.

Древнейшее арамейское заклинание Научпоп, Археология, Древние артефакты, Турция, Раскопки, Мифология, Хетты, Ассирия, Длиннопост

Город Самал, где по до сих пор проводятся раскопки

На сосуде также присутствуют иллюстрации различных существ, таких как скорпион, рыба и, возможно, многоножка. Некоторые ученые предполагают, что «пожиратель» может быть ассоциирован с этими существами, а «огонь» означает боль, вызванную их укусами или жалами.

Это заклинание, возможно, представляет собой древний медицинский текст, призванный помочь лечить жертв укусов опасных существ. Его обнаружили в небольшой постройке, которая могла быть святилищем или иметь религиозное значение. Примечательно, что это сооружение было построено на несколько веков позже написания заклинания, что указывает на важность сохранения текста на протяжении многих поколений.

Показать полностью 2

Топ лучших вопросов недели: про точку в конце предложения, контрацепцию и сдачу на права в регионах

Спор: уместно ли ставить точку в конце предложения?
Какое средство контрацепции выбрать в браке?
Где лучше учиться и сдавать на права: в Москве или регионах?
Как начать нормально зарабатывать, если тебе 30+ лет?
Если долго стоишь в очереди и рабочие часы заканчиваются, имеют ли право отказать в приеме или нет?
Как качественно оцифровать старое видео в домашних условиях?

На каждый вопрос десятки отборных ответов в ленте Экспертов ➔

Самый разумный генерал вермахта

А вот был такой товарищ Конрад фон Кохенхаузен. Весьма успешный и опытный военный - прошел 1 Мировую, Польшу и Францию. Железные кресты имел, до генерал-лейтенанта дослужился. А потом оказался в России, в качестве командующего 134-й пехотной дивизией.

Но дядька он был, как мы сразу указали - умный. Поэтому ему сразу не понравилось. По свидетельству сослуживца: "Уже когда я 30 сентября 1941 года познакомился с генерал-лейтенантом фон Кохенхаузеном, он очень пессимистично отзывался об общем военном положении на Восточном фронте".

В общем, когда его дивизию мало-мало окружили под Ельцом, он принял единственно верное решение. То есть застрелился нафиг. По мнению коллег - не желая становиться первым немецким генералом, попавшим в плен. Ну чо, стал первым, покончившим с собой. Лежит теперь в Орле, скучает...

P.S. А дивизия в итоге из окружения вышла. Такие дела...

Когда хорошенько подумал... И сделал верные выводы!

Показать полностью 2

Красочная пиксельная версия ацтекских воинов

🐯Ocelotl — оцелотль, воин-ягуар. Элита ацтекской армии, воплощающая Тескатлипоку. На счету таких воинов — 4 и более пленников.

🛡Otomitl — отомитль, воин-отоми́. Тоже элитный воин из народа отоми, отличающийся ожесточённостью.

🛡Cuextecatl — куэштекатль. Это воин, который смог захватить в плен двух человек. Этот чин был введён после военной компании против уастеков.

🛡Papalotl — папалотль, или воин-бабочка: им удалось пленить как минимум троих. За спиной они носили знамя в виде бабочки — отсюда и название.

🛡Tlamani — букв. «пленитель», воин, который захватил одного пленного.

Источник: pixelhistoricalwarriors

Показать полностью

Флаг Имперской России, почему был в почете у скинов?

Флаг Имперской России, почему был в почете у скинов? Вопрос, Россия, История России, Текст, Имперский флаг

Вот мне резко стало интересно, почему у довольно популярной ветки населения в старые года, был популярен имперский флаг?

Это уже конечно все история и вопрос по истории.

Гугл ответов вообще не дает, или я плохо ищу

по самому флагу:

Он не запрещен "Классический черно-желто-белый флаг не запрещен законодательством РФ (Интернет в помощь) по одной простой причине — это часть нашей Великой истории! Никто не может запретить историю России!"

официальный флаг Российской империи с 11 (23) июня 1858 года по 29 апреля (11 мая) 1896 года (повелением императора Николая II)

Показать полностью

С 9 Мая продолжение... Целесообразно ещё раз напомнить о непрерывности нашей истории, несмотря на все на...

С 9 Мая продолжение... Целесообразно ещё раз напомнить о непрерывности нашей истории, несмотря на все на... Картинка с текстом, История России, Великая Отечественная война

Недорубов К.С.... Герой Советского Союза и полный Георгиевский кавалер... Звезды и Кресты..

Помогите распознать по фото и найти по описанию

Орнитологи, историки и геймеры, нужная ваша (и не только) помощь.

Больше вопросов и полезных ответов в ленте Экспертов →

Кто и как воевал в традиционном Китае?

История раннего имперского Китая для чайников

Средневековый Китай: культура, история, менталитет

Тёмные века Китая


Знакомясь с научной литературой об истории Китая, я волей-неволей неизбежно сталкивался с проблемой китайской армии. Как и вообще очень многое в историографии этой страны, китайская армия воспринимается дюже полярно - для одних это чуть ли не непобедимая евразийская сила, для других же - жалкая пародия на настоящую силу.

Апологеты Китая апеллируют к непобедимости китайских (ханьских) армий собственно в Восточной Азии. Успешное многовековое расширение (от маленького ареала в среднем течении р. Хуанхэ в сер. I тыс. до н. э. до половины Дальнего Востока к династии Тан во второй трети I тыс. н. э.) и победоносные заграничные походы говорят сами за себя. Критики же вспоминают, напротив, неудачные походы дин. Тан в Корею, отложение от страны Вьетнама, поражения даже в лучшие годы от тибетцев, тюрков, монгол, маньчжуров, сиречь - от кочевников, коих, напомню, те же римляне или русы успешно теснили и побеждали.

Апологетика Китая строится на изобретении военных трактатов, использовании стандартизированного массового вооружения (в т.ч. арбалетов), в конце концов - пороха и огнестрельного вооружения. Критика вспоминает очень поздно начавшийся Железный век в Китае, очень длительное (до III-II вв. до н. э.) массовое применение колесниц и позднее восприятие тяжёлой кавалерии (вплоть до III-V вв. н. э.), застой в эволюции пороха.

Наконец, очень тяжело европейцу понять принцип функционирования китайской армии. В родной Европе всё было достаточно просто - применялся сначала общинно-полисный принцип комплектования и управления армией (условно - городское организованное в фалангу ополчение, руководимое родовой или олигархической элитой), затем феодальный (феодал с ближним кругом являются одновременно руководством и ядром армии, поддерживаемые сельским ополчением), затем - наёмнический и, наконец, государственный. Но кто воевал в Китае? Кто руководил китайскими армиями? В какую форму организации были облечены китайские армии? По каким принципам они воевали? Всё это ускользает от массового читателя.


Существует большая проблема в восприятии Китая в том смысле, что он кажется каким-то одинаковым на протяжении всей своей истории. Этот стереотип настолько прочно укоренился в массовом сознании, что до сих пор многие публицисты ретранслируют миф о династическом круге. Я уже неоднократно упоминал об этом, но не лишним будет повторить вновь, что подобная ошибка является следствием буквального понимания китайской культурной парадигмы. С древнейших времён в традиционном Китае предполагалось, что всё лучшее давным-давно было изобретено великими предками, следовательно, любые реформы и изменения в существующем строе должны быть направлены не на то, чтобы изобрести что-то новое, а на то, чтобы вернуть идеальное прошлое. Поэтому, создавая что-то новое, китайцы легитимизировали оное ссылкой на древние книги (подменяя понятия и даже применяя прямой подлог исторический источников). В эту же ловушку попали и европейцы, начав знакомиться с китайской традиционной историографией. Следующей проблемой являлось фундаментальное непонимание общественно-экономических и политических особенностей китайской цивилизации, что внутренне разные системы делало в глазах европейцев внешне схожими. Попробуйте, например, абстрагироваться от своих знаний истории и посмотреть на европейскую историю глазами чужака. Действительно, римские колоны - это зависимые крестьяне, европейские сервы - это зависимые крестьяне и русские крепостные - это зависимые крестьяне. Действительно, шумеро-аккадский ном - это самоуправляемый город, античный полис - это самоуправляемый город и североитальянский город-государство - это самоуправляемый город. Человек, воспитанный в совершенно другой парадигме будет воспринимать каждую из этих трёх систем практически неотличимой друг от друга, тогда как выросший внутри данной парадигме заметит различия невооружённым глазом, даже будучи неспециалистом.

Точно так же и китайская история, и китайская армия - в разные свои этапы она слишком разная, что ускользает от понимания неспециалиста.


Что ж, введение закончилось!

Во-первых, надо понимать специфический характер публичной власти в Китае. Я об этом уже очень подробно рассказывал в других своих статьях, так что ограничусь тезисами. Во-первых, в Китае очень сложно зафиксировать единоначалие в европейском смысле этого слова - решения принимались коллективом разноранговых людей. В европейской истории приняты две вариации принятия решений - либо строго единоначальное (старший приказывает младшему, сюзерен - вассалу и так далее), либо строго коллегиальное (совокупность равноправных людей какой-либо формой голосования принимает решение). В Китае же в принципе было практически невозможно найти двух полностью равноранговых людей, а коллегиальное принятие решения означало неизбежное единогласие после прений - отдельные представители коллектива имели разные функции в коллективе (кто-то владел деньгами, кто-то - рабочей силой, кто-то был квалифицированным специалистом и так далее), поэтому даже несмотря на более низкий ранг отдельных его членов, они были в нём незаменимы. И, как вы понимаете, эта же концепция ретранслировалась в армию (или, наоборот, из армии в гражданские институты, тут неясно, где курица, а где яйцо). Большую часть имперской истории китайская цивилизация не имела иной постоянной армии, кроме гвардейских и гарнизонных частей - армия собиралась по специальному указу для решения конкретной задачи, получала пул документов, временно назначенную бюрократию и офицерство (отсюда специфический чисто китайский феномен "наёмных генералов"), а также точно таких же временно призванных солдат. Подчинение одних людей другим имело смешанную правовую природу - с одной стороны действовало знакомое всем любителям отечественной истории местничество (условно - если один чиновник исходил из знатной семьи с плеядой предков - а, учитывая строгих документальный учёт чиновничества и огромный размер и непроницаемый характер китайской традиционной семьи цзунцзун, известных предков могли знать на 3-5 веков в прошлое - а другой имел худшую родословную, то первый мог оскорбиться приказом подчиняться второму и отказаться либо от своего поста, либо от исполнения приказа "в моменте"; причём зачастую без весомых для себя негативных последствий - по праву чести), с другой же стороны существовала запутанная и всё более усложняющаяся с веками публичная система чиновнических рангов. Более того, формально назначенный чиновник подчинялся не Императору и не своему начальнику на месте, а Поднебесной и закону. Подчинение одних другим было очень громоздким процессом - оно зиждилось на обычном праве, на ритуалах, на родственных институтах, на бюрократической системе мотивации (например, при династии Тан непосредственный начальник в отчётах в столицу ранжировал подчинённых по степени принесённой ими пользы, что становилось главным фактором в присвоении оным новых наград и рангов). Подобное с позволения сказать офицерство было гораздо более рыхлым, нежели римское или феодально-европейское.


Практика китайской военной организации - это настоящее пиршество для любого фаната "Игры Престолов"! В Китае за века складывались целые династии потомственных "чиновников"-военных, которые могли быть бедными, но профессиональными. Ситуация, при которой условное повстанческое движение крестьян курирует прямой потомок Сунь-цзы - явление обычное. При этом - и это во-вторых - конвертировать свой талант к организации насилия в политическую и экономическую власть было очень сложно. В европейской истории, напротив, тяжело найти период, когда успешный и удачливый командир не превращал свою армию в источник своих богатств. В Китае же целый комплекс причин этому мешал. Во-первых, таких праздношатающихся наёмных офицеров пруд пруди - в коллектив взрослых мужчин, принимающих решения, таковой всегда входил, но куда важнее было сей коллектив превратить в эффективно работающую машину. Неслучайно в Китае так много историй, когда в период междуцарствия неудавшийся претендент на трон был военным гением, а будущий основатель династии (например, Хань) - организатором и дипломатом, но не самым лучшим военачальником. Кроме того, не всегда семьи "военной косточки" были в Китае в почёте. Вообще, эффективная китайская армия на самом деле рождается весьма поздно - только в династии Тан (вторая половина I тыс. н. э.), во многом благодаря синкретизму с тюркско-монгольскими культурами. И это Северный Китай! Здесь формируется потомственная провинциальная военная аристократия, внешнему наблюдателю неотличимая от европейского рыцарства - особое положение в обществе (например, невхождение в состав общины, свобода от уплаты налогов, специфическая культура и честь), семейное обучение конной езде и обращению с оружием, почётное служение Поднебесной на поле брани и так далее. Но в чём же отличия? Во-первых, эти военные аристократы находились в созависимости со свободными общинниками - иными словами, не могли им приказывать, не были вправе их судить, не собирали с них налоги, вообще не имели функций гражданской власти. Во-вторых, были интегрированы (причём на приниженных правах по отношению к гражданским чиновникам) в государственный аппарат - занимались военной службой. В-третьих, имели потолок капитала - свободные общинники и олигархи могли быть и были на местах сильно их богаче. Иными словами даже функционально самый эффективный институт китайской организации армии был зажат в тиски китайской общественной системы сдержек и противовесов. Результат налицо - в Китае практически никогда не правили те, кто за Китай сражался, что неизбежно приводило к деградации и стагнации военной культуры.


Итак, мы разобрали, как управлялась китайская армия и кто управлял китайской армией. Теперь осталось разобрать самое главное - кто же сражался в китайской армии? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно сначала вспомнить, кем же были солдаты в европейской истории. В греческих полисах это были равноправные граждане, которые формировали городское нерегулярное ополчение. В Риме после реформ Гая Мария появилась профессиональная добровольческая регулярная армия - "солдатство" превратилось в профессию. В раннесредневековый период существовало племенное ополчение, в котором участие в военных походах было частью мужской человеческой природы. В классическом Средневековье ядром армии были профессиональные солдаты - мелкие феодалы-дружинники, а также их регулярные и иррегулярные спутники.

Всего вышеперечисленного в китайской истории найти практически невозможно. Как уже было сказано выше, применение насилия в этой цивилизации не коррелировалось с политической властью и наличием у человека капитала. Подробно останавливаться на китайских военных системах тюньтянь, фубин и других я сейчас не буду - это слишком обширная область. Надо сказать главное - и это в-третьих - в Китае солдатами были как бы все. Подобная система была самоподдерживающейся и органичной - с одной стороны, отсутствие регулярной армии заставляло все общины думать о самообороне; с другой стороны, если все думают о самообороне, значит, вместо создания регулярной армии можно просто призывать солдат с мест. Строго говоря, для неё не то чтобы нужна была необходимость - Китай находился в окружении враждебных племён и народов, но не полноценных государств, он очень рано пришёл к необходимости "народной войны" и к существованию "фронтира". Представьте себе ситуацию - во все стороны потенциально пригодная к окультуриванию земля, на которой проживают варвары. Вместо того, чтобы единым кулаком пытаться победить эту совокупность самовооружённых варварских племён вы легализуете военные фермерства - даёте крестьянам инвентарь, право на заселение варварских земель, а также чиновников, которые бы помогли крестьянам наладить сельскохозяйственные работы и военную организацию. В итоге село без вашей помощи само проходит регулярные военные сборы, для него стычка с варварами - просто вторник, а в каждом доме хранится дедовский меч. Но века проходят, вчерашний фронтир уже внутренняя провинция, меняется ли что-то?.. Ну, в самые спокойные времена избыточное население изнутри переселяется на варварские земли наружу или становится рекрутами в регулярные императорские военные кампании (после чего вчерашние солдаты возвращаются домой, кладут копьё и доспехи в шкаф и возвращаются к рисоводству). Но так-то это село самостоятельно решает кадровую проблему при необходимости патрулирования улиц и истребления разбойников, а также может присоединиться к очередному крестьянскому восстанию. Граница между человеком-солдатом и человеком-не-солдатом очень размыта. Пахарь? Будешь копейщиком. Охотник? Станешь лучником. Скотовод? Прямая дорога во всадники! И именно в таком направлении шла эволюция военной машины Китая. Нужна стандартизированная армия? Давайте разместим в каждом уезде арсеналы со стандартным вооружением. Нужно защититься на сотни километров границы с варварами? Создаём дотационные военные поселения с солдатами-пахарями в качестве прослойки. Причём сражаться в Китае принципиально могли все. Даосские и буддистские храмы имели вооружённое ополчение своих монахов, сёла возводили стены и самостоятельно занимались защитой, для самой мало-мальски знатной семьи было хорошим тоном владеть оружием точно так же, как владеть каллиграфией и стихосложением. Но - это очень важно - из военного дела не делали культ, про него не слагали песен и поэм, а заниматься им не было престижно. И, соответственно, это привело к тому, что Китай не познал истории армий в европейском понимании - здесь не появились свои легионы или свои кампании.


Итак, отвечая на поставленный в начале вопрос - так кто всё же прав, апологеты или критики китайской военной машины? Мне кажется, что, к сожалению, критика гораздо уместнее апологетики.

Созданная парадигма военного дела была цивилизационно укоренена в Китае, она слишком тесно переплелась с общественно-экономическими отношениями в самых базовых свойствах. Она была невероятно полезной для Китая - с одной стороны, решала внешнеполитические задачи, с другой стороны, способствовала специфической китайской меритократии и, на мой взгляд, помогла сделать китайское общество таким внутренне справедливым и успешным.

Однако специфика китайского военного дела превратилась в непреодолимый тормоз на пути модернизации китайского общества во II тыс. н. э. Увы, когда речь заходит о причинах отсутствия эволюции порохового оружия, то, как говорится, слона-то и не замечают. Пороховая армия - это всегда профессиональная регулярная армия, это всегда организованное на основе единоначалия производство вооружения. Китайцы отнюдь не были глупцами, но их институты на глубинном уровне противоречили принципам организации пороховой армии.

Показать полностью
Отличная работа, все прочитано!