Адаптация к VUCA-миру. Как образование формирует гибких и успешных профессионалов
В мире, где всё меняется быстро и непредсказуемо, способность адаптироваться помогает не только выживать, но и процветать.
Что такое VUCA-мир
VUCA (volatility, uncertainty, complexity, ambiguity) расшифровывается как нестабильность, неопределенность, сложность и неоднозначность. Эти четыре слова описывают современный мир, где изменения происходят очень быстро и непредсказуемо:
Нестабильность характеризуют быстрые и неожиданные изменения, с которыми сложно справиться.
Неопределенность подразумевает ситуации, когда из-за недостатка информации сложно принять какое-либо решение или составить план.
Сложность определяется ситуациями со множеством факторов, которые сложно учесть при принятии решений.
Неоднозначность подразумевает неясные ситуации, где нет четких правил и легко запутаться.
Как справляться с проблемами VUCA-мира
Доктор социологических наук Боб Йохансен, один из ведущих специалистов Института будущего, разработал концепцию адаптации к VUCA-миру. Его подход заключается в том, чтобы трансформировать вызовы VUCA в позитивные возможности для развития и роста:
Видение (vision) вместо нестабильности (volatility)
Важно иметь четкое и устойчивое видение будущего, понимать куда и зачем вы движетесь. Ясное понимание своих целей и направлений помогает не терять ориентацию в условиях перемен.Понимание (understanding) вместо неопределенности (uncertainty)
Для того чтобы успешно адаптироваться к неопределенности, нужно стремиться к глубокому пониманию контекста и взаимосвязей. Это включает анализ данных, получение обратной связи и непрерывное обучение.Ясность (clarity) вместо сложности (complexity)
Сложность можно преодолеть, обеспечивая ясность в действиях и коммуникациях.Быстрота (agility) вместо неоднозначности (ambiguity)
В условиях неоднозначности важно быть гибким и адаптивным. Это требует способности быстро реагировать на изменения, экспериментировать с новыми подходами и учиться на ошибках. Гибкость помогает быстро корректировать курс и использовать возможности, возникающие в изменяющейся среде.
Например, сотрудник технической поддержки Петя, который имеет примерный план своего карьерного развития, проще адаптируется к изменениям. Петя отвечает на вопросы пользователей образовательной платформы и часто общается с разработчиками, запоминает их ответы и решения, дополнительно изучает особо интересные или сложные ситуации.
Пете нравится разработка. Он планирует немного подучиться, а потом плавно сменить профессию. Он примерно представляет свое будущее и понимает, что для этого карьерного перехода ему нужны определенные знания, он получает их на работе и из бесплатных и платных образовательных источников.
Если Петю уволят, он сможет адаптироваться, выбрав один из нескольких вариантов в зависимости от своей ситуации. Например, найти работу в знакомой ему технической поддержке и учиться разработке в спокойном темпе – медленный, но менее рискованный путь. Или устроиться на стажировку и учиться в процессе работы, рассчитывая на дальнейшее трудоустройство – быстрый, но более рискованный путь. Но даже если что-то пойдет не так, Петя сможет найти варианты и инструменты для достижения своей цели, т.к. понимает чего хочет и как будет дальше развиваться.